НТУ «Днепровская политехника» — соответствие Времени
fon_ua.jpg

04 березня 2015

«Мы хотим, чтобы молодые люди знали историю»

В Национальном горном университете в Днепропетровске поддержали инициативу «Дня» и планируют целый ряд мероприятий, посвященных личности Ярослава Мудрого

2015-й год для газеты «День» — Год Ярослава Мудрого. Фигура великого князя Киевского, правившего Русью тысячу лет назад, привлекает внимание наших современников по многим причинам. Дальновидный государственный деятель, просветитель и блестящий дипломат, деятельно поддерживавший отношения с государствами Европы и Востока, заслуживает особого внимания. Инициатива нашего издания не осталась незамеченной постоянными читателями и друзьями газеты «День». Ее одобрили и подхватили в одном из ведущих вузов Днепропетровска — Национальном горном университете, где уже много лет действует Институт гуманитарных проблем. С его директором, профессором Виктором ПУШКИНЫМ беседует корреспондент «Дня».

— Мы поддержали эту идею, потому что увидели в ней много рационального, — начал Виктор Ефимович. — С газетой «День» у нас давняя связь и многолетняя дружба. В свое время главный редактор газеты Лариса Ившина приезжала в наш университет с известным ученым Сергеем Борисовичем Крымским. Это был философ европейского масштаба. И вот, когда мы общались, он заговорил о Киевской Руси, о Ярославе Мудром. Вообще, если мы хотим понять, что с нами происходит, то всегда надо обращаться к истокам. А эти истоки — Киевская Русь. Мы, прежде чем проводить акцию в поддержку Года Ярослава Мудрого, решили серьезно подготовиться и провели экспресс-опрос. Спрашивали преподавателей и студентов — что они знают о Ярославе Мудром. Оказалось, единственное, о чем слышало большинство, — это библиотека Ярослава Мудрого. Вот и все знания. Но ведь Ярослав Мудрый — такая личность в истории, о которой нам нужно знать больше. Это выдающийся дипломат, образованный человек, мудрый политик и государственный деятель. Вот, что самое главное, на мой взгляд. Я уже не говорю об архитектурных памятниках, которые с тех времен украшают Киев. Хочу подчеркнуть, что он выстраивал отношения с европейскими державами и монархами абсолютно на равных. Украина в то время была равной не только Европе, но и Византии. И действовал он точно по словам Тараса Шевченко: «Чужого навчайтесь і свого не цурайтесь».

Для меня личность Ярослава Мудрого интересна тем, что он умел отстаивать достоинство своей державы и ни перед кем не унижался. Он завязал династические связи с ведущими монархиями Европы, предпочитая действовать без военного противостояния. Стоит еще отметить, что авторитет Руси он укреплял с помощью культуры и искусства, или, как модно сейчас говорить, гуманитарной составляющей. Я вижу в этом пример для современных политиков. Думаю, если бы они осмысливали историю, то, наверное, с нами не произошло бы того, что происходит за последние несколько десятилетий.

Одним словом, у Ярослава Мудрого есть чему поучиться. Ведь Украина, располагая таким потенциалом, интеллектуальным и кадровым ресурсом, могла бы занимать в Европе достойное место. Мы многого смогли бы достичь, если бы у нас были политики подобного масштаба. К сожалению, у многих из современных политиков отсутствует прозорливость. Они не умеют прогнозировать, не умеют выстраивать отношения, а часто попросту унижаются перед всеми. Это то, чего не делал Ярослав Мудрый. Конечно, он был не один в нашей истории, были и другие достойные исторические фигуры. Поэтому мы решили поддержать инициативу газеты «День». Ведь история делается в общем-то личностями такого масштаба, как Ярослав Мудрый. Я думаю, что нужно рассказывать о них студентам.

«СЕЙЧАС ИЗУЧАЮТ В ОСНОВНОМ СПЛОШНЫЕ ДАТЫ, ХРОНОЛОГИЮ СОБЫТИЙ, А ЛЮДЕЙ НАДО УЧИТЬ ДУМАТЬ, КРИТИЧЕСКИ МЫСЛИТЬ»

— Я слышал, что у вас разработали также соответствующую программу?

— Мы ее уточняем, потому что не так написать просто программу. Конечно, можно собрать студентов и прочитать лекции. Но нужно все подготовить. Есть целый ряд мероприятий, которые мы планируем. Это научные чтения, посвященные Ярославу Мудрому и современности, хотим все это связать и показать, почему нам не хватает такого государственного деятеля. Мы готовим материал для того, чтобы дать методическую разработку и историческую справку. Раздадим кураторам групп, чтобы у них был исходный материал и они могли проводить соответствующие беседы непосредственно среди студентов.

Кроме того, планируем «круглый стол» в контексте той работы, которую делает наша кафедра на протяжении многих лет. У нас практикуется общение студентов с известными деятелями культуры, поэтами, писателями. К нам приезжали Дмитро Павлычко и Юрий Щербак, также был у нас Борис Олийнык. Мог бы назвать много лауреатов Шевченковской премии. У студентов это вызывает реальный интерес. Я всегда смотрю, как они реагируют. Им это интересно, но беда в том, что мы мало общаемся. Наступили, к сожалению, такие времена, что студентам уделяется недостаточно внимания. Образование сегодня превращается в бизнес. А интеллектуальная, гуманитарная составляющая из образования вытесняется. Хотя у нас есть очень способные ребята, с ними просто надо общаться. В этом контексте мы и ведем работу.

Есть у нас гуманитарный журнал, где мы проблемы истории рассматриваем, изучаем общественное мнение и настроения студентов. Это целая система воспитания молодежи в национально-патриотическом, историческом плане. И тут нужно отдать должное газете «День». Потому что многие контакты с интересными людьми были налажены благодаря главному редактору Ларисе Ившиной. И это не эпизодично, не конъюнктура, это в системе, которая работает лет пятнадцать, как минимум. Мы хотим, чтобы молодые люди знали историю, понимали, осмысливали. К сожалению, история — конъюнктурная дама. Как только что-то меняется, ее начинают переписывать. А ведь из истории можно извлечь поучительные уроки. Сейчас изучают в основном сплошные даты, хронологию событий, а людей надо учить думать, критически мыслить. Без этого в Украине не будет новой политической элиты, которую необходимо формировать уже сегодня.

Когда кто-то говорит, что у нас есть гражданское общество, они заблуждаются. Они думают, что гражданское общество возникло сразу после Майдана. Да, есть проблески, например, волонтерское движение, всколыхнувшее наших людей. Но в целом молодежь нужно воспитывать, чтобы в обществе не было радикализма и противостояний, а они не затихают, становятся все более агрессивными. Сейчас редко можно встретить в Украине человека, который бы улыбался. Когда я бываю за границей, всегда отмечаю, что там больше улыбающихся людей. Вы думаете, потому что они богаче живут — нет, совсем не в этом дело. Некоторые одеты хуже, чем у нас, но они спокойны, никто не ссорится, не оскорбляет друг друга. А у нас люди такие мрачные, и эта атмосфера нас всех угнетает...

Наш цикл гуманитарный и направлен на то, чтобы поднимать культурный уровень, пробудить в людях желание мыслить. Я прихожу в аудиторию к студентам и говорю: все, что я буду говорить — это всего лишь рабочая версия. Это гипотеза, это не истина в последней инстанции. Если есть сомнения — высказывайте их, дискутируйте. У вас должны быть аргументы. Учитесь думать. Я люблю цитировать поэтов и писателей, а студенты зачастую даже не знают, кто это такие. Интернет и телевидение, выступающие в роли оружия массового поражения, заменяют чтение. Иногда телевизионные новости невозможно смотреть — там авария, там катастрофа, там убили, там зарезали. Сплошная реклама и «чернуха». Этому нужно как-то противостоять, учить людей чему-то другому.

«НИЗКИЙ УРОВЕНЬ АБИТУРИЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ — СЕРЬЕЗНО ЗАТРУДНЯЕТ РАБОТУ»

— Недавно возникла большая дискуссия по поводу инициативы Министерства о сокращении гуманитарной составляющей в непрофильном вузовском образовании...

— В министерстве вроде бы пошли на попятную. Там объясняют, что они не настаивают, это всего лишь предложение. Сейчас уже говорят, что оставят историю Украины, историю украинской культуры, философию и украинский язык. В гуманитарном блоке до недавних пор было 16 дисциплин, даже такой курс, как «основы жизнедеятельности». Молчат относительно политологии и социологии.

Тут еще многое зависит от того, будет ли автономия вузов, как предусмотрено по закону о высшей школе. Честно говоря, этой автономии пока не видно. Ректоры как были зависимыми, так и остались. Вынуждены кланяться, потому что зависят в финансовом плане. Вот была доплата за национальный статус университета, теперь ее сняли. Началась оптимизация штатов, и это ударило в первую очередь по лаборантам и методистам. Где-то там, в министерстве, главный бухгалтер решает: нужны в университете методисты или нет. Много такого.

Но, тем не менее, пока гуманитарные дисциплины сохраняются. Если дальше дисциплины будут по выбору, это тоже вызывает вопросы — как студент выберет, предположим, политологию или социологию, ведь он впервые о ней слышит. Поэтому надо объяснять, надо убеждать, показывать, а уровень абитуриентов, которые приходят, с каждым годом падает. Наверное, потому что в школе готовят под поступление в вуз, изучают только те дисциплины, которые нужно сдавать. Репетиторы занимаются тем же. А все остальное уже не нужно, и, следовательно, общий уровень снижается. И этот низкий уровень абитуриентов и школьников — серьезно затрудняет работу. Поэтому я убежден, что газета «День» выступила с правильной инициативой, она постоянно поднимает вопрос о необходимости гуманитарной составляющей в системе украинского образования. За это ей искренняя благодарность.

Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепропетровск

Рубрика: Общество

  • Газета: №34-35, (2015)




  • Розкажи друзям:

    © 2006-2019 Інформація про сайт